Компиляция приложений на Android происходит в несколько этапов:
Код на языке программирования (обычно Java или Kotlin) написанный разработчиком проходит через компилятор языка программирования. Компилятор преобразует исходный код в байт-код (Java bytecode или Kotlin bytecode).
Затем байт-код проходит через Dex-компилятор (Dex – Dalvik Executable), который преобразует его в Dalvik или ART формат. Dalvik Virtual Machine и Android Runtime считывают и выполняют приложение в этом формате. В последних версиях Android ART (Android Runtime) вместо Dalvik VM используется для исполнения приложений.
Помимо байт-кода, приложение также может содержать ресурсы, такие как изображения, макеты, строки и т. д. Компиляция ресурсов осуществляется с использованием AAPT (Android Asset Packaging Tool). AAPT преобразует ресурсы в двоичный формат, оптимизирует их (например, удаляет неиспользуемые ресурсы) и генерирует ресурсный файл R.java, который содержит ссылки на ресурсы в приложении.
Затем все скомпилированные ресурсы и байт-код объединяются в APK (Android Package), который является упаковкой для приложения.
По завершении компиляции, APK можно установить на устройство Android для тестирования или разместить в Google Play Store для скачивания и установки пользователями.